Марсианин


«Марсиа́нин» (англ. The Martian) — научно-фантастический фильм режиссёра Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли. Сценарий написан Дрю Годдардом по мотивам книги Энди Уира «Марсианин». Сюжет, который разворачивается в недалёком будущем, рассказывает историю астронавта Марка Уотни, члена исследовательской экспедиции на Марс. Случайно оставленный на планете, Уотни, проявив смекалку и волю, выживает в экстремальных условиях и оказывается наконец спасён вернувшимся за ним экипажем. Картина была снята полностью в цифровом формате, сразу в 3D. Съёмки проходили в Будапеште и в пустыне Вади-Рам (Иордания) с ноября 2014 по март 2015 года. Премьерный показ состоялся 11 сентября 2015 года в рамках кинофестиваля в Торонто. Кинопрокат в США начался 2 октября 2015 года, в России, Белоруссии и на Украине — 8 октября. Фильм вышел в форматах 2D, 3D, IMAX 3D, 4DX, Dolby Vision. Один из первых в истории 20th Century Fox релизов в формате Blu-Ray 4K. Самая успешная в коммерческом плане работа в фильмографии Ридли Скотта, принёсшая в мировом прокате свыше 600 млн долларов[3]. «Марсианин» заслужил в целом благоприятные отзывы критиков. Они отметили, что, несмотря на нагруженность сценария научными деталями, создателям удалось их донести до широкой публики в развлекательном и комедийном ключе. Высокую оценку заслужила актёрская игра Мэтта Деймона и команды специальных эффектов картины. Однако специалисты отметили наличие проблем, связанных с научной достоверностью событий.

Фильм получил несколько значимых кинематографических наград, в том числе «Золотой глобус» за лучший фильм-комедию и лучшую мужскую роль в комедийном фильме (Мэтт Деймон) и премии Национального совета кинокритиков США (в трёх номинациях). Также картина получила семь номинаций на премию «Оскар». Близкое будущее. Земная экспедиция Ares III, высадившаяся на Марсе в районе Ацидалийской равнины, попадает в песчаную бурю. Группе из шести астронавтов приходится досрочно покинуть планету и отправиться домой. При переходе к взлётной площадке ботаника Марка Уотни сметает элементом спутниковой антенны и уносит бурей. Биомонитор астронавта оказался повреждён. Руководитель миссии Мелисса Льюис, не найдя его и сочтя погибшим, отдаёт приказ на старт. Астронавт остаётся один на планете, раненый, без связи с Землёй (антенна и корабль уже недоступны), в жилом модуле с ресурсами на месяц для группы из шести человек. Марк рассчитывает, что ему нужно передать сигнал на Землю и выжить в течение трёх лет до следующей миссии Ares IV. Для пополнения запасов пропитания Марк использует несколько имевшихся клубней картофеля, припасённых для праздничного ужина к Дню благодарения, разбивает делянку (для этого он насыпал внутрь модуля марсианский грунт, затем добавил органику, добытую из накопившихся отходов жизнедеятельности, в качестве удобрения) и начинает выращивать картофель. Для получения воды Марк проводит химическую реакцию, используя оставшееся в баках посадочной ступени улетевшего корабля ракетное топливо — гидразин.

На Земле спустя почти 2 месяца после эвакуации специалисты NASA, анализируя спутниковые фотографии, выдвигают предположение, что Уотни выжил. На Марсе Уотни находит не функционирующий с 1997 года аппарат Mars Pathfinder. Он использует передатчик аппарата, чтобы отправить данные на Землю. NASA правильно угадывает его намерения и возрождает программу аппарата, за которым уже давно никто не следит. Установив связь, специалисты начинают расчёт по следующей пилотируемой миссии Ares IV с учётом операции спасения, но подготовка займёт долгое время. Астронавту хотят выслать грузовой корабль с оборудованием и запасами для выживания. Подготовка запуска в сжатые сроки без проверок заканчивается катастрофой: взрывом во время старта. Помогают китайские коллеги, запуская зонд на своём носителе. На поверхности планеты Марк делает ошибку, пользуясь только одним шлюзом жилого модуля. Надувные стенки шлюза износились и однажды происходит взрывная разгерметизация жилища Марка — картофельная ферма погибает.

Тем временем экипаж Ares III летит домой, но на Земле считают, что экипажу лучше не знать, что Марк выжил. Но тем не менее команда узнаёт правду и негласно получает расчёты того, что, совершив гравитационный маневр у Земли, они теоретически могут вернуться к Марсу. Льюис и экипаж решают взломать компьютеры корабля, чтобы центр управления их не остановил, и вернуться на выручку товарища. Они готовы провести в космосе ещё 533 дня. Перехватив по дороге китайский зонд, астронавты летят к Марсу. Проходит семь месяцев. Уотни, узнав о возвращении Ares III, готовится к отбытию. Проведя на планете 461 сол[~ 2], Марк выдвигается на марсоходе к кратеру Скиапарелли, на расстояние в 3200 км, туда, где находится стартовый модуль для будущего отбытия экипажа Ares IV. Максимально облегчив модуль, астронавт улетает с поверхности Марса. Ему не удаётся набрать достаточную высоту, и команде Ares III приходится пойти на авантюру с торможением корабля на орбите реактивной струей бортового воздуха, но и после уравнивания скоростей Уотни всё ещё недосягаем для спасения. Тогда он импровизирует, делая прокол в перчатке скафандра, и успешно возвращается на Hermes, а затем — на Землю. Дома Марк Уотни становится инструктором по выживанию в сложных условиях для будущих астронавтов.

В 2009 году программист компании AOL Энди Уир начал в своём блоге публикацию глав научно-фантастического романа «Марсианин». Прообразом для находчивого и неунывающего главного героя стал центральный персонаж популярного сериала «Секретный агент Макгайвер»[8]. В сентябре 2012 года писатель разместил электронную книгу на сервисе Amazon, и через несколько месяцев он уже продал 35 тыс. экземпляров. В начале 2013 года экземпляр романа загрузил продюсер Адитья Суд и показал своему шефу Саймону Кинбергу, продюсеру серии фильмов «Люди Икс» и креативному консультанту седьмого эпизода «Звездных войн». Книга имела явный потенциал. В марте 2013 года студия 20th Century Fox приобрела опцион на экранизацию романа[9]. В мае того же года Дрю Годдард начал переговоры со студией о своём участии в экранизации «Марсианина» в качестве режиссёра и сценариста[9]. В октябре 2013 года Годдард написал первый вариант сценария к фильму и передал для ознакомления Мэтту Деймону. Актёр выразил предварительный интерес в участии в экранизации под руководством Годдарда, так как сценарий понравился и у него образовалось свободное окно в графике. В апреле 2014 года актёр подписал контракт на участие в съёмках[3].

В это же время Годдард неожиданно покинул проект, приняв предложение стать режиссёром фильма «Зловещая шестёрка»[~ 3]. Приближались сроки начала съёмок Дэймона в продолжении серии о Джейсоне Борне. Студия, имея подписанный контракт с исполнителем первой величины, опасаясь упустить выгодный проект, начала поспешные поиски равноценной замены. Вице-президент Fox Стив Асбелл и продюсер Саймон Кинберг начали переговоры с Ридли Скоттом, с которым Асбелла связывали хорошие отношения ещё по работе над «Прометеем»[3]. 2015 год у режиссёра уже был полностью занят съемками сиквела «Прометея», премьера которого была запланирована на март 2016 года, но он согласился пересмотреть планы[10][11]. Впоследствии, в августе 2015 года режиссёр подтвердил, что следующим его проектом будет «Прометей 2». Ридли с некоторым подозрением отнёсся к внезапному уходу из проекта Годдарда, но сценарий уже после первого же прочтения произвёл впечатление[13]. По словам режиссёра, в книге его заинтересовали особое внимание, уделённое науке, и разумный баланс между развлечением и возможностью узнать новое.

Деймон с энтузиазмом подтвердил своё участие, узнав о том, кто будет режиссёром «Марсианина». Возможность изучить творческую манеру Скотта очень привлекала актёра[13]. По словам Саймона Кинберга, фильм словно сразу был благословлён, ведь далеко не всегда всё складывается гладко[14]. Сценарий оказался готов с первой попытки и не потребовал серьёзных доработок, команда картины была собрана без особых трудностей. Большую часть творческого коллектива Ридли Скотта составляли коллеги с многолетним совместным стажем: Дариуш Вольский, Ричард Стаммерс, Артур Макс, Джанти Ейтс, Гарри Грегсон-Уильямс. С редактором Пьетро Скалия они работали ещё с 2000 года — картины «Гладиатор». Гарри Грегсон-Уильямс отмечал, что работать со Скоттом очень комфортно, «Когда в режиссёрском кресле такой авторитет, обычно не возникает необходимости обращаться к продюсеру или к киностудии. Он решает все вопросы сам»[15][12].

Подготовка
Фотографии с поверхности планеты и сам марсоход Curiosity, послужили основой для создания визуального ряда фильма Книгу Уира, которую Годдард назвал «признанием в любви науке», можно назвать художественным произведением с некоторой оговоркой — большую её часть составляет инструкция по выживанию, в духе сурвивализма, написанная техническим языком[16]. Ридли Скотт за недостатком времени так и не прочитал роман и полностью положился на сценарий[17]. «В техническом подтексте книги я ни черта не понял. Мне ведь даже лампочку у себя дома поменять целая история», — делился он в интервью[17]. Некоторые места в романе оказались настолько сложными (например, 16-ричное кодирование для обмена данных Марс-Земля), что, как признался Скотт, он, даже не пытаясь разобраться, передал в фильме насколько возможно близко к сценарию. Создателям помогло известное комичное начало в книге, которое осталось только умело донести до зрителя[18]. Ридли, впрочем, отмечал: «Юмор, конечно, там есть, но это юмор висельника. Хотя я англичанин и мне нравится такое отношение к смешному»[19]. Единственный существенный вклад Скотта в сценарий — видеодневник Уотни, играющий роль собеседника, своеобразного Пятницы[en] для космического Робинзона, который в окончательном варианте фильма сыграл значительно более важную роль, чем в романе[18].

Летом 2014 года помощник режиссёра Артур Макс включился в работу сначала в качестве скаута[12][3]. Он выбрал для будущих общих планов местность Вади-Рам (Иордания). На фоне пустыни снимались другие фантастические картины схожего жанра: «Миссия на Марс», «Красная планета», «Последние дни на Марсе». Минимум растительности, подходящий ландшафт и оттенок почвы вполне соответствовали замыслу[20]. Британскому режиссёру также доводилось бывать в Иордании, где в своё время проходила работа над фильмом «Солдат Джейн». Создатели рассматривали в качестве варианта съёмок на натуре отдельные места в австралийском Аутбэке, но остались неудовлетворены видами[21]. Для студийной съёмки выбрали Korda Studio[en] в пригороде Будапешта, располагающей одними из крупнейших в мире павильонов. Лучшие лондонские студии были уже заняты под последнюю серию «Звездных войн»[16]. Также Венгрия вполне подходила в связи с лояльной налоговой политикой. В ходе подготовки Макс посетил Космический центр имени Линдона Джонсона, Лабораторию реактивного движения, полигон для испытания марсоходов, провёл серию переговоров и консультаций с представителями NASA и заручился поддержкой космического агентства. Также он привез сотни фотографий оборудования, понадобившихся для разработки визуальной концепции фильма. Этап препродакшен начался в августе 2014 года, когда команда специальных эффектов во главе с Ричардом Стаммерсом начала подготовку превизуализации ключевых сцен. Они были созданы в черновике в 3D редакторе, одобрены режиссёром и по ним началась подготовка декораций и технического оснащения павильонов.

Подбор актёров
Продюсер Саймон Кинберг на фестивале Comic Con 2015 (Сан-Диего) Если контракт Мэтта Деймона оказался подписан задолго до начала съемок, то решения по остальной части команды принимались в сентябре-октябре 2014 года. В сентябре своё участие в роли капитана корабля Hermes подтвердила Джессика Честейн. Первоначальным выбором на эту роль была Кейт Бланшетт — режиссёр хотел снять австралийскую актрису, но она оказалась занята в проекте «Правда[en]». Вплоть до последнего момента не сообщал о своём решении Майкл Пенья, у которого график пересекался с работой в «Человеке-Муравье». Последними присоединились Чиветел Эджиофор и Себастиан Стэн. Первоначально Венканом Капуром, вторым по объёму текста персонажем в фильме, должен был стать Ирфан Хан, но тот отказался. Времени выбирать не было, и продюсеры решили, что герой станет наполовину негром, наполовину индусом, а его имя изменилось на Винсент Капур. К концу октября 2014 года команда актёров была полностью сформирована.

Вызовом для исполнителей стало то, что им приходилось играть людей науки, опытных профессионалов, и материал книги и сценария не давал никакого послабления. При подготовке к роли им пришлось изучать предмет. Кейт Мара заметила: «Моя героиня гораздо умнее меня. Она — мозг всей операции и компьютерный гений группы. Я ничего не знала о NASA и старалась посещать их сайт и читать о женщинах в космосе…». Большую роль в актёрском выборе сыграла и личность режиссёра. Мэтт Деймон с удовольствием отзывался об опыте работы со Скоттом, о его «чувстве актёра» и умении поставить задачу. «Никаких фокусов-покусов. Никаких „Ты всё узнаешь через несколько месяцев, не бери в голову“. Он даёт раскадровку-руководство, где всё расписано точно как в комиксе»[16]. По сообщениям источников, большинство актёров согласились работать за меньший, чем обычно гонорар, так как им очень понравился материал. Впрочем, вокруг размеров доходов ведущих актёров впоследствии возникла дискуссия о гендерной дискриминации. По оценкам ресурса Cinemablend, Джессика Честейн получила за работу в картине $7 млн. Сама актриса в интервью сообщала о намного меньшей сумме — в $1,75 млн. Между тем, доход Мэтта Деймона оценивался от 15 до 25 млн долларов[27].

Хотя, на первый взгляд, подбор актёров в картине был вполне политкорректен[28], создатели подверглись критике. Ассоциация афро-азиатских актёров MANAA обвинила Ридли Скотта в «отбеливании» ролей в «Марсианине». Выбор в качестве ведущих персонажей в картине белых актёров Деймона и Честейн ассоциация сочла недооценкой возможностей афро-азиатских актёров, которым достались только второстепенные роли. Представитель MANAA заметил, что некоторые персонажи, которые, по его мнению, в книге имеют азиатские корни, в фильме стали белыми. В частности, Минди Пак в книге героиня корейского происхождения. В фильме её сыграла белая актриса Маккензи Дэвис. Между тем, по словам самого Энди Уира, в книге он не уточнял происхождение героини[29]. Подобные претензии в адрес режиссёра уже звучали после фильма «Исход: Цари и боги». Ридли Скотт никак не отреагировал на замечания.

Производство
Производство картины началось 8 ноября 2014 года и закончилось 23 марта 2015 года, потребовав, по разным данным: 70—74 съёмочных дня. «Марсианин» стал второй картиной Ридли Скотта, снятой полностью в цифровом формате, сразу в стереоизображении. Соответствующие рабочие процессы были отработаны его командой[32]. С камерами Red Dragon Ридли Скотт был хорошо знаком ещё с «Прометея» и теперь сотрудничество продолжилось. Оператор Дариуш Вольский использовал последние модели камер Red Dragon и Scarlet Dragon, с объективами Angenieux Optimo, работавшие в разрешении 6K (по данным производителя 19 мпс) с основным фреймрейтом 48 fps[23], объединённые для создания стереопары. Аппаратный комплекс сдвоенной камеры передавал поток данных на видеопроцессор 3Ality SIP[en], который осуществлял рендеринг 3D изображения. Снятые за день данные в формате OpenEXR сохранялись на массивах Avid Unity ISIS[en]. Поскольку монтаж начался ещё до окончания съёмок, ежедневные данные немедленно сбрасывались на головной сервер. Уже на следующий день в монтажном центре картины в Лондоне можно было сводить звук и добавлять специальные эффекты[35].

Также для съёмок использовались экшн-камеры GoPro Hero 4[36][37], которые вешали на шлемы астронавтов, монтировали внутри декораций, на ровере. Экшн-камеры дали возможность погружения зрителя в атмосферу событий, создав дополнительное визуальное измерение[35]. Поначалу создатели определили экшн-камерам вспомогательную роль, для заполнения пауз (в фильмах нередко эту роль выполняют камеры наружного наблюдения). Однако, после анализа картинки и некоторого пересмотра визуальной концепции в связи с видеодневником, материал снятый GoPro занял значительное место в окончательном монтаже[34]. В первоначальном сценарии большую роль должен был играть закадровый рассказчик, но фильм от этого явно не выигрывал. Видеодневник решил проблему и добавил развлекательное содержание в картину.

В первой части рабочего графика прошли павильонные съёмки в Будапеште[31]. Для этого использовались помещения студии Korda и, в том числе, крупнейший павильон № 6 — площадью около 6000 м2, для съёмок событий на поверхности Марса[21]. В помещение было завезено несколько тысяч тонн грунта, который был подцвечен оранжевой и красной краской, для соответствия оттенку грунта на натуре в пустыне Вади-Рам. Были построены интерьеры жилого модуля и корабля Hermes. Для строительства декораций использовались 3D-принтеры[38]. Колоссальные размеры павильона № 6 создали проблему с правильным освещением. Будучи достаточно мощным оно, в то же время, должно было создавать тень схожую с одиночной тенью от солнечного света, перемещающуюся в соответствии с временем суток. Планируя мизансцену, специалисты по спецэффектам и оператор представляли примерно в какое время она могла сниматься, и где в этот момент на небосводе находится «солнце».

Роли офисов организаций в фильме сыграли некоторые здания Будапешта, «обработанные» CGI. Так штаб-квартирой NASA[en], стало здание торгового центра, известное в венгерской столице как «Кит» (Bálna) за свою броскую футуристическую архитектуру с асимметричной крышей. В его интерьерах проходили съемки эпизодов консультаций и переговоров в агентстве и был создан «кабинет директора NASA». Артур Макс вспоминал, что здание исключительно удачно вписалось в замысел картины. «Даже не представляю сколько бы стоило его сконструировать в павильоне», — заметил он. Декорации Лаборатории реактивного движения были построены в районе павильонов международной выставки Hungarian Expo, заброшенной с 1970-х[22]. Здесь построили саму «лабораторию» и ангар, где герои картины разбирали земную копию зонда Pathfinder. В одном из небольших павильонов выставки была построена импровизированная теплица, и в ней вырастили около 1200 кустов картофеля. Кусты снимали на разных стадиях роста для достоверного показа на экране.

Первой по времени снятой сценой стали эпизоды в центре управления полётами в NASA[39]. В течение всего ноября происходили съёмки в Будапеште, который стал временным центром координации всех действий по производству картины. Были запечатлены сцены, связанные с офисом NASA, Центром управления полётами и Лабораторией реактивного движения. Работая над сценами в Центре управления полётами (например, в тот момент, когда выяснилось, что Уотни жив), Скотт попросил вывести реальную картинку на мониторы. В принципе, специалисты по спецэффектам могли добавить её позже на зелёный экран, но режиссёр решил, что так он сможет добиться большего вовлечения актёров в мизансцену. Над задачей подготовки и вывода правдоподобной графики на экраны центра управления, работала компания Territory[21][13]. Окна интерфейса мониторов корабля были отрисованы представителями компании Compuhire в Adobe Illustrator. Всего ими было создано около 400 элементов дизайна. Для некоторых интерфейсов был написан настоящий интерактивный код, отзывающийся на нажатия кнопок. В прологе, где Мартинес нажимает графические кнопки в окне, происходящее не 3D симуляция, а работающий элемент пользовательского приложения[34]. Наработки вымышленного интерфейса были использованы в дальнейшем для оформления меню Blu-Ray диска с фильмом[37]. Сцены совместного мозгового штурма офисов NASA и Лаборатории реактивного движения, снимались одновременно в смежных помещениях и перед актерами имитировалась видеоконференция Skype, так, что они реально могли обмениваться своими репликами[13].

В конце ноября к творческой команде картины присоединился Мэтт Деймон. В этот момент актерская группа экипажа Hermes в полном составе закончила эпизод с пылевой бурей. Съемки заняли три дня и полностью прошли в павильоне. Буря имитировалась при помощи мощных вентиляторов, создавших поток воздуха со скоростью свыше 100 км/ч. «Это было крещение огнём», — вспоминала самый тяжёлый для неё эпизод в картине Джессика Честейн. Искать воплощение своего персонажа пришлось под ураганным ветром с пылью и в тяжёлых скафандрах. В первом варианте сцены все шестеро членов экипажа выходили из жилого модуля и прорывались сквозь бурю к взлётному модулю MAV[~ 4]. Сцена получалась слишком сложной в постановке, так как пилот Мартинес должен был каким-то образом раньше остальных попасть на корабль для подготовки старта. После некоторого размышления, режиссёр вместе с командой визуальных эффектов переиграл расстановку. Было решено с самого начала оставить Мартинеса около корабля. После этого сцена стала более естественной, перебивки между Мартинесом внутри корабля и остальной командой снаружи придали ей дополнительный динамизм. Некоторые кадры из Вади-Рам использовались непосредственно и дорабатывались при помощи технологии дополненной реальности. В частности, путешествие на ровере. Отдельные планы были запечатлены с вертолёта. Пустыня была почти лишена растительности, но редкие кустики художникам всё же пришлось покадрово удалить вручную. Другие сцены сначала снимались на натуре в Вади-Рам и затем воссоздавались более точно и со всеми деталями в павильоне Korda Studio. Так сцена с солнечными батареями, которые расставляет и очищает Уотни, сначала была поставлена в пустыне. Затем декораторы воспроизвели её в павильоне. При этом солнечные батареи были элементами радиоуправляемых декораций, которыми мог управлять постановщик сцены, добиваясь наилучшего воспроизведения в кадре[34].

В конце графика Мэтт и часть технической группы выехали в Иорданию. Последние четыре недели графика из актерской группы снимался один Мэтт Деймон. «Актёры часто жалуются на столпотворение и суету на площадке, но остаться одному оказалось очень сложно», — комментировал эту часть работ над лентой Мэтт. Примерно неделю Ридли Скотт и Мэтт Деймон репетировали его часть, пройдя все реплики. Обсуждая персонаж Марка, они часто возвращались к понятию «страх». Ридли рекомендовал вспомнить картину «Парни что надо» — профессионалы испытывают страх, но они умеют с ним сосуществовать[19]. Первой сценой с участием Мэтта Деймона, стала его начальная запись в видеодневнике, сразу после того как покинутый командой Уотни приходит в себя. Сложный и эмоциональный эпизод, с более чем страницей текста, был снят с одного дубля. Именно тогда актёр и режиссёр, по их отзывам, поняли, что не будут иметь проблем. В сцене, где Уотни морально надломлен и сомневается в том, что он выживет, Ридли Скотт пошёл на небольшую импровизацию, неожиданно передав на интерком[en] скафандра Деймона реальные голоса его партнеров, которые уже несколько недель как покинули съёмочную площадку. По сюжету главный герой в конце пребывания на Марсе сильно худеет и Мэтт Деймон был готов согнать лишний вес, но жесткий график не позволил это сделать. В соответствующей сцене актера подменяет дублёр. Заключительные эпизоды картины снимались уже без ведущих актеров. В частности, с участием дублёров были запечатлены некоторые финальные моменты спасения Марка Уотни в космосе.

Монтаж
Сразу после начала производства, редактор Пьетро Скалия снял дом неподалеку от виллы в Провансе принадлежащей Ридли Скотту, и там, в основном, и происходил монтаж картины[32]. В распоряжении Пьетро Скалия оказалось всего 250 часов сырых видеоданных с камер Red Dragon и около 70 часов с камер GoPro. Для монтажа использовался комплекс программного обеспечения Avid Media Composer 7[32]. Общий объём данных редактируемого материала — около 230 Тб[42]. В ходе монтажа несколько изменилась исходная последовательность сцен. В первом монтажном варианте события до шторма преподносились как флешбэк в середине картины (так и в книге). Скалия, проанализировав порядок сцен, всё же решил не прибегать к флешбэку и использовал естественный порядок событий[42]. Новая версия программы Avid позволила сразу обрабатывать картинку в стереоизображении, а не редактировать по отдельности два кадра для левого и правого глаза, что несколько облегчало работу[31]. Впрочем, Скалия отметил, что человеческому глазу всё равно удобнее редактировать в 2D и только окончательную проверку проводить в 3D. Наиболее сложной для монтажа оказалась заключительная часть картины со спасением Марка Уотни в космосе. Она включала множество комбинированных кадров реальных съемок и CGI. Именно на неё и ушла значительная часть рабочего времени. Финальный вариант состоял из 1100 смонтированных сцен[23]. В целом картина, по меркам индустрии, была создана и отредактирована достаточно быстро. Так, у сравнимой по технической сложности «Гравитации», постпродакшн фаза заняла почти два года. Первая законченная и пригодная к просмотру монтажная версия продолжительностью около 3 часов появилась в распоряжении студии 28 августа[42].

Специальные эффекты
Исходный материал для специальных эффектов создавался в павильонах в Korda Studio, где 20 декорационных объектов были окружены зелёным фоном для блуждающей маски[43]. Общая площадь зеленых задников для хромакей-эффектов достигала 21000 кв.футов (~ 2000 м²). Основная работа над специальными эффектами прошла в Лондоне. Большая часть рендеринга, хранения и обработки видео, происходила на базе компьютерных мощностей компании Fluent Image[35]. Если работа над спецэффектами в «Прометее» заняла 34 недели, в «Марсианине» продюсер выделил команде только 24 недели, ввиду сокращения сроков.

Ответственному за спецэффекты Ричарду Стаммерсу потребовалось организовать совместную работу целой группы подрядчиков[34]. Предварительной обработкой «сырого» видеопотока со стереокамер и экшн-камер, работой с цветовой гаммой, занималась Fluent Image и Company 3. Их специалисты готовили материал для всех остальных и для последующего редактирования. Компании MPC[en] передали подготовку эффектов на поверхности Марса. Framestore[en] занималась космосом. The Senate — сценами в помещениях NASA и на Земле. Argon Effects отвечали за предварительную визуализацию[en]. The Third Floor — технологией simulcam — визуализации людей и различных объектов в цифровом образе[~ 5]. Представители Compuhire и Territory создавали элементы вымышленного пользовательского интерфейса на экранах Центра управления полётами, на мониторах корабля и других органах управления[34]. В целом Digital Intermediate занималась Company 3[en]. В общей сложности в команде CGI состояло около 700 специалистов[23]. Одним из наиболее сложных этапов при монтаже полностью цифровой картины считается цветовая гамма (так называемые, таблицы настройки цветов LUT таблицы[en]), которая подбирается специалистами вручную. Данная задача была возложена на представителя Company 3 — Стивена Никамура, специализирующегося на лентах, нагруженных спецэффектами. Он отвечал за подготовку таблиц соответствия цвета для всех локаций картины (Марс, Земля, помещения, космос) в ходе подготовки окончательного монтажа картины. Стивен работал со Скалия с начала и до конца производства и постпродакшн фазы[44]. Отображение неба Марса с поверхности потребовало особого подхода. На натурных съёмках в пустыне Вади-Рам в кадр попадало ярко голубое земное небо. Стандартные фильтры убирающие лишний оттенок, не сохраняли глубину. Студии MPC пришлось разработать специальный новый фильтр EarthToMars для своего инструмента NUKE с тем, чтобы «обесцветить» синий оттенок, используя альфа-канал, сохраняющий остальные цвета. При помощи ротоскопирования, покадрово был убран синий цвет со всей последовательности кадров. Некоторые сложности возникли при обработке 8-бит YCbCr изображения с камер GoPro в 8-бит RGB формат и последующей конвертации в 16-бит OpenEXR формат для окончательного монтажа. Fluent Image и MPC пришлось изменить соответствующее программное обеспечение для того, чтобы избежать ошибок при квантовании. В отдельных случаях футаж GoPro приходилось подвергать глубокой доработке, в частности, это можно заметить в кадрах, когда Уотни находит зонд Pathfinder[34]. Эффекта пониженной гравитации при передвижении по поверхности Марса, где сила притяжения составляет примерно одну треть от земной, добивались при помощи немного замедленной съемки движения персонажа. Если обычный фреймрейт камер составлял 48 кадров в сек, то для данных моментов использовалась скорость 32-36 fps. Впрочем, выяснилось, что стереокамеры были автоматически синхронизированы друг с другом именно для работы на скорости 48 fps. Для съемок на пониженной скорости синхронизацию приходилось осуществлять вручную, что оказалось сложной задачей[34]. Замедленная съемка использовалась также в открывающей фильм сцене шторма перед эвакуацией команды с планеты. Для обработки сцены шторма использовались программные продукты Flowline и Houdini[34].

Декорации и оборудование для визуализации
Съемка «космических» сцен в декорациях осуществлялась в несколько этапов: previs, techvis и производство. Сначала на основе раскадровки в пакете Maya рисовали черновик сцены — previs-ролик, в котором можно прикинуть расстановку оборудования и декораций; «цифровых» и живых актёров. Затем, на его основе, осуществлялась подготовка настоящей сцены в techvis: физическая расстановка декораций, кранов, тележек и камер; замена везде где возможно актёров на дублёров, подготовка каскадёров для опасных сцен. После нескольких репетиций сцена запускалась в производство[34].

Большой объём работ был выполнен для симуляции космического корабля Hermes снаружи и изнутри, выхода астронавтов в открытый космос, полётов в невесомости. Многие из решений, использованных компанией Framestore, её представители предварительно отработали, когда создавали спецэффекты для картины «Гравитация». В первых эскизах художники отталкивались от внешнего вида МКС. Hermes создавался как цилиндрическая, модульная конструкция — столь большой корабль собирается на орбите из отдельных блоков. Отдельные отсеки Hermes были построены в Korda studios. В полном объёме воссоздать почти 180-метровый корабль было невозможно, и он был дорисован в кадрах в пакете Maya. Внешний вид Hermes, в значительной мере, создан по мотивам корабля Discovery One из фильма «Космическая одиссея 2001 года». Явная отсылка — интерьер отсеков белого цвета и кольцеобразный жилой модуль с искусственной гравитацией[21]. Также как Стэнли Кубрик в «Одиссее», Ридли Скотт рассматривал возможность физически построить в студии полноразмерный отсек для искусственной гравитации, но собрать колесо диаметром около 20 метров оказалось слишком сложно (у Кубрика колесо было диаметром около 12 метров). В итоге была создана только часть отсека и остальное дорисовано[47]. Взлетный модуль MAV был создан в пакете Cinema 4D. Часть взлетного модуля, в котором Уотни покинул поверхность Марса, была собрана в студии. Верхняя часть модуля, из которой Уотни выбирался в открытый космос в скафандре, была построена внутри подвешенного карданного подвеса, вращающегося в нескольких осях и позволяющего запечатлеть происходящее со всех сторон. Совмещение реального модуля с компьютерной анимацией в этой сцене оказалось наиболее сложной частью работ.

Перемещения астронавтов в невесомости осуществлялось по старой технологии — подвешиванием на тросах. Для нескольких эпизодов с астронавтами плывущими через коридоры Hermes, была построена система тросов с перемещаемыми роботизированными тележками, к которым и были подвешены актёры. Подвеска была устроена так, что позволяла свободное движение вплоть до разворота на 360°[21]. Снимали камерами на кранах и камерами, прикрепленными к тросам. Для точной синхронизации на языке Python были написаны программы, управляющими движением тележек. Дальнейшая обработка и стирание лишних тросов из кадра производилось в пакете Maya. Компьютеры также использовались для общего моделирования сложных сцен, расстановки камер на кранах, прокладки тросовых дорожек, движения тележек с астронавтами и с камерами (так называемая techvis — техническая визуализация). Обычно та часть отсека, с которой соприкасался живой актёр, строилась в виде физической модели, а весь остальной корабль дорисовывался позже. Самой длительной подготовки потребовала сцена перемещения астронавта Бека по внешней части корабля перед направленным взрывом одного из модулей. В ней потребовалось имитировать движения космонавта практически во всех степенях свободы. Многие кадры были гибридными: с реальными актерами и их цифровыми моделями. Именно поэтому костюмы и скафандры костюмерами изготавливались в тесном сотрудничестве с командой CGI, которой предстояло эти скафандры передать в кадре точно до последней складки.

Марсианин

Двойной копец

Тор

Мумия

Форсаж